Инспекция ФНС обратилась в суд с административным иском к гражданке И. о взыскании задолженности по НДФЛ за 2017 г., штрафа и пени на сумму свыше 1 млн. руб.
У женщины в собственности было несколько квартир, одну из которых она продала вместе с двумя нежилыми помещениями. Налоговики взыскали с нее повышенный налог, решив, что раз у гражданки И. несколько квартир, и конкретно в проданной квартире она не прописана, то это предпринимательская деятельность.
Суд с такими доводами согласился. Решение сохранило силу в апелляционной и в кассационной инстанции. Суды исходили из того, что проданное женщиной недвижимое имущество использовалось ею в предпринимательской деятельности, и у нее отсутствовало право на уменьшение дохода от продажи этого имущества на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с его приобретением.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, гражданка И. просила отменить судебные акты и принять новый, ссылаясь на то, что проданное ею недвижимое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.
Верховный суд гражданку И. поддержал. Админколлегия указала что согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом. А предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным. Самого факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, а указанных последствий за действиями гражданки И не наблюдается.
В пунктах 1 и 2 статьи 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону не нарушающие права других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, распоряжаться им иным образом.
Реализация гражданином своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом сама по себе не может рассматриваться как предпринимательская деятельность. А документально подтвердить как-либо еще что гражданка И. осуществляла предпринимательскую деятельность налоговая не смогла.
Вывод: ничто не запрещает собственнику владеть несколькими квартирами сразу и продавать их, если возникнет потребность в улучшении своих жилищных условий. Одного лишь факта, что владелец получил прибыль от сделки, не хватит, чтобы признать его цели предпринимательскими.